ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

РЕЧНАЯ БОЕВАЯ ФЛОТИЛИЯ НА КАМЕ
(1919 г.)

В конце 1918 – начале 1919 гг. обстановка, сложившаяся в Сибири благоприятствовала формированию речной военной флотилии. 18 ноября 1918 г. Верховным правителем России стал адмирал А.В. Колчак. Будучи военным моряком, он не мог не обратить внимания на создание морских частей и подразделений. 28 декабря постановлением Совета Министров, ранее существовавшее Военно-морское министерство было разделено на два учреждения – Военное министерство и Морское министерство. Управляющим Морским министерством был назначен капитан 1 ранга М.И. Смирнов, с производством в контр-адмиралы.

Морское министерство создавалось не на пустом месте: к концу 1918 г. в Сибири было сосредоточено значительное число офицеров флота, причем часть из них уже имела боевой опыт во время кампании 1918 г. на Волге. Имелись и подготовленные кадры рядового и унтер-офицерского состава (преимущественно из бывших гражданских речников). Частично из бывших чинов Речной боевой флотилии 12 декабря 1918 г. была сформирована Отдельная бригада морских стрелков – подразделение морской пехоты, которое должно было тесно взаимодействовать с флотилией (тесного взаимодействия достичь не удалось, и корабли флотилии лишь участвовали в переброске частей бригады). Помимо личного состава, для формирования флотилии в распоряжении Морского министерства имелись и материальные ресурсы: пароходы и баржи, оставшиеся в Перми и других городах после отступления большевиков (Пермь была взята 25 декабря), материальная часть Сибирской флотилии и Владивостокского порта. Помощь в формировании флотилии оказывали также союзники.

Кампания 1918 г., в которой на стороне белых воевала Речная боевая флотилия, подчиненная командованию Народной армии (была создана в июне 1918 г. в Самаре по инициативе оказавшихся там морских офицеров, участвовала в боевых действиях до октября 1918 г., после чего частью разоружилась, а часть кораблей(1-й и 3-й дивизионы) оказалась в Уфе запертой в реке Белая), показала, что Волжская военная флотилия представляет собой реальную силу, а также и то, что красные за зиму – весну 1919 г. попытаются усилить свою флотилию.

Первой попыткой начать формирование флотилии был приказ № 76 начальника штаба верховного главнокомандующего от 15 января 1919 г. Согласно ему, в Перми была сформирована Опорная база и штаб начальника дивизиона вооруженных судов Речного боевого флота. В строевом отношении начальник Опорной базы был подчинен командующему Сибирской армией.

Реально формирование флотилии началось после появления приказа начальника штаба верховного главнокомандующего № 192 от 1 марта 1919 г. Согласно данного приказа, должна была быть сформирована Речная боевая флотилия. Этим же приказом была четко определена ее структура. Флотилия должна была состоять из следующих подразделений: штаба командующего флотилией, главной и двух опорных баз, вместе с приданными им промежуточными пунктами, службы связи и трех дивизионов кораблей (вооруженных пароходов), с приданными им боевыми и вспомогательными судами и плавучими батареями. Командующий флотилией временно подчинялся командующему Сибирской армии. Снабжение флотилии проходило по линии Морского министерства и в дальнейшем флотилия подчинялась сухопутному начальству лишь в оперативном отношении. Командующим флотилией был назначен контр-адмирал М.И. Смирнов (оставаясь при этом в должности управляющего Морским министерством).

Штаб командующего должен был состоять из четырех отделений: оперативного, распорядительного, артиллерийского и отделения по транспортированию войск, движению судов и комендатуре. Штабу также придавалась особая команда штаба, в которую входили матросы – писари и рассыльные.

Главная база флотилии находилась в Перми. Опорные базы были сформированы в течении марта – апреля в Уфе, Галево (Воткинский завод) и в Чердыне. В состав Главной базы входили: строевая часть, хозяйственная часть, артиллерийская часть, минная часть, механическая часть, кораблестроительная часть, юридическая часть, санитарная часть, комендантская рота, нестроевая команда и обоз. Опорная база имела менее развернутую структуру: она состояла из начальника базы, начальника хозяйственной части, казначея, начальника отдела транспортирования войск и учета грузов, начальника артиллерийского отделения, комендантской, нестроевой команд и обоза.

В задачу Главной и Опорных баз входило прежде всего обеспечение кораблей материальными запасами, их техническое обслуживание и ремонт, предполагалась также постройка новых кораблей и катеров.

Служба связи должна была состоять из трех районов. Внутри районов задачи связи осуществляли посты. Сообщение между постами и районами должно было осуществляться с помощью пароходов, автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Приказом командующего Речной боевой флотилией № 16 от 25 марта 1919 г. были сформированы управление и Пермский район Службы связи. Приказом № 34 от 31 марта был сформирован Уфимский район Службы связи. 8 апреля был сформирован Северный район Службы связи в районе Добрянский – Чердынь. В задачи Службы связи входило обеспечение связи между отдельными частями флотилии, а также между флотилией и берегом.

При флотилии существовала медицинская служба. Она состояла из Берегового и Малого лазаретов и аптечного склада при главной базе в Перми, плавучих лазаретах «Вера» и «Александр». Кроме того, медперсонал находился на трех кораблях дивизионов флотилии: штабном теплоходе «Волга», пароходах «Митя» и «Кострома».

Основной силой флотилии были три дивизиона кораблей. В каждый из дивизионов должно было входить 6 вооруженных пароходов, 3 бронированных катера, 3 легких катера. При каждом дивизионе находились вспомогательные суда: 1 база дивизиона, 1 плавучая мастерская, 1 плавучий госпиталь. Помимо трех дивизионов кораблей в состав флотилии следующие части: 12 плавучих батарей (каждая из которых состояла из одной вооруженной баржи и одного вооруженного буксира), 3 дивизиона тральщиков-заградителей (в каждом по три тральщика), 3 воздушных наблюдательных поста (в каждом посту – одна баржа с аэростатом и один вооруженный буксир), 1 гидроавиационный отряд (четыре гидросамолета, четыре сухопутных самолета, одна гидроавиабаржа, два легких катера).

Обычно при разработке структуры военно-морских учреждений и подразделений их создатели ориентировались на подобные учреждения или подразделения, существовавшие в составе российского императорского флота. Именно этим можно объяснить столь развернутую структуру Речной боевой флотилии и стремление в короткие сроки, отведенные на ее создание, воспроизвести структуру, близкую к организации действующего флота в период до Октябрьского переворота 1917 г.

Одной из первых задач, вставших перед Морским министерством, был учет морских офицеров, находящихся на подвластной ему территории. На 1 апреля 1919 г. на этой территории находилось 17 адмиралов, 5 генералов, 74 штаб-офицера, 389 обер-офицеров, 50 морских врачей, 90 военно-морских чиновников (строевые офицеры флота, офицеры Корпуса корабельных инженер-механиков и Корпуса корабельных инженеров, офицеры по Адмиралтейству). Часть морских офицеров поступила на службу в Отдельную бригаду морских стрелков, часть служила в различных учреждениях Морского министерства, а также находилась в составе Морских сил Дальнего Востока, которые хоть и подчинялись Всероссийскому правительству, но непосредственного влияния на ход боевых действий в тот момент не оказывали.

Формирующаяся флотилия испытывала недостаток в опытных морских офицерах, владеющих опытом речной войны. Этот недостаток, как и в 1918 г. попытались восполнить за счет перевода в Морское ведомство сухопутных офицеров, прежде всего – артиллеристов. Для них были организованы курсы по управлению огнем применительно к условиям речной войны. Продолжались занятия и принимались экзамены в Пермском речном училище. Скоро проблема офицерского состава на флотилии была практически решена: к 15 мая 1919 г. в ее составе числилось 280 офицеров и чиновников, а к 1 июня – 358.

Более напряженно обстояла ситуация с рядовым составом флотилии: матросов речного флота практически не было. Поэтому, как и в предыдущую кампанию, корабли пытались комплектовать сухопутными солдатами. Но этого было недостаточно, и решили привлекать для службы на флоте добровольцев. В марте 1919 г. постановлением Совета министров было утверждено «Временное положение о добровольцах на флоте». Тогда же были опубликованы и «Временные условия приема во флот добровольцев матросского звания», согласно которым добровольцами принимались лица в возрасте 17 – 35 лет. Все они должны были проходить строгий медицинский отбор и давали торжественную клятву и обязательство прослужить до 1 января 1920 г. Но при этом добровольцы имели и ряд льгот, в том числе более высокое по сравнению с призванными матросами жалование – от 75 (молодой матрос) до 423 руб. (кондуктор).

Определенный приток добровольцев во флотилию существовал. Бывшие матросы Российского Императорского флота принимались во флотилию редко, чаще всего это были добровольцы, уже сражавшиеся против большевиков в 1918 г., либо имеющие рекомендации офицеров флотилии. Исключение составлял лишь корабль «Статный», полностью укомплектованный мобилизованными матросами.

Особенно остро на флотилии стоял вопрос с укомплектованием кораблей младшими специалистами, прежде всего мотористами и радистами. 19 января в Томске была сформирована Машинно-моторная школа Морского ведомства, которая просуществовала по 10 августа 1919 г. Помимо мотористов и машинистов в школе велась подготовка авиационных механиков. В школе прошли подготовку и были откомандированы в действующий флот 269 человек. Для подготовки специалистов в области радиодела во Владивостоке была открыта радиошкола. Общее число матросов Речной боевой флотилии достигало 3 000 человек.

Три корабля флотилии – вооруженные пароходы «Грозный» и «Кент», а также плавбатарея «Суффолк» - были укомплектованы английской командой, из состава Британской военно-морской миссии в Сибири (существовала до 26 июля 1919 г.). Командовал английскими моряками офицер крейсера «Суффолк», прибывшего во Владивосток еще в начале 1918 г., капитан 3 ранга Дж. Вольф-Меррей.

Подготовка материальной части для Речной боевой флотилии началась еще до отдачи приказа о ее формировании. Этому способствовало наличие в распоряжении командования материальной базы: в Перми красными было оставлено 27 пассажирских пароходов, 5 теплоходов, 3 дачных парохода, 69 буксирных пароходов (из них 6 – бронированных), 17 барж грузоподъемностью до 60 тысяч пудов. 25 декабря 1918 г. «для освидетельствования судов водного транспорта, находящихся в г. Перми, на предмет возможного использования их для боевых целей и составления плана нужных для сего работ» была сформирована комиссия в составе 12 человек (7 военных моряков, 2 речника, 3 представителя водного транспорта) под председательством капитана 2 ранга Б.Б. Шостаковича.

Из числа осмотренных комиссией судов, годными под вооружение и использование в составе Речной боевой флотилии оказались: 17 пароходов (под вооружение), 1 баржа (под плавбатарею), 9 пароходов под базы, 3 – под плавучие госпитали, 3 – под посыльные суда. Кроме того, в достаточном количестве имелись малые буксирные пароходы, пригодные для использования в качестве катеров связи и катеров-заградителей, деревянные баржи, пригодные для поднятия наблюдательных привязных аэростатов и пристани. Как отмечали члены комиссии в своем заключении, «многие из перечисленных выше пароходов оставляют желать лучшего и только 8 из них могут сравниться с судами I и III дивизионов, оставленными в г. Уфе. Средняя скорость их очень мала, мощность машин невелика, да и по крепости конструкции они во многом уступают прежним судам». Помимо вооружения мобилизованных пароходов предполагалась постройка шести бронированных катеров.

К началу кампании (май 1919 г.) в составе флотилии числились: 15 вооруженных пароходов, 2 плавбатареи, 3 плавбазы и плавмастерских, в составе I и III дивизионов, 3 парохода и катер в составе Службы связи, 2 посыльных судна, 2 госпитальных судна, 3 военных буксира, 1 гидроавиабаржа, с приданными ей 2 катерами и 2 военными буксирами, 1 штабной теплоход, 6 специально оборудованных понтонов и 1 военный буксир в составе 1-го дивизиона тральщиков. Был сформирован также гидроотряд в составе четырех глиссеров. На глиссерах были установлены авиационные моторы, корпуса же их были построены силами флотилии.

В марте в распоряжение Речной боевой флотилии были переданы 2-й и 3-й воздухоплавательные отряды сухопутной армии. Во флотилии они получили наименование 1-й и 2-й плавучие воздухоотряды. Действовали они преимущественно совместно с плавбатареями, имеющими наиболее дальнобойные орудия, в качестве корректировщиков огня. Так, 1-я станция 2-го воздухоотряда, действовала совместно с плавбатареей «Микула Селянинович».

Огромные трудности возникли с артиллерийским вооружением кораблей: из потребных 36 – 42 орудий калибра 100 мм в наличии не было ни одного орудий, из 24 орудий калибра 75 мм – 15, из 30 орудий калибра 37 мм системы Маклена – 4 и т.д. Из потребных 210 пулеметов не было ни одного. 

Еще хуже обстояло дело с боеприпасами: в начале 1919 г. в распоряжении флотилии было только 2 988 снарядов к 130 мм орудиям, находящиеся во Владивостоке. При оставлении Перми часть боеприпасов была затоплена красными. Весной 1919 г. предпринимались неоднократные попытки поднять их. К 22 апреля было поднято 608 75 мм снарядов, около 400 пудов пороха, большое количество трубок к снарядам различного калибра.

Трудности с артиллерийским вооружением кораблей флотилии очень ярко охарактеризованы в отчете начальника штаба флотилии Н.Г. Фомина: «В поисках орудий приходилось преодолевать самые неожиданные препятствия и соединять для получения боеспособного орудия вещи, разбросанные в Перми, Красноярске, Омске и Владивостоке, частью заказывая их за границей. Так, например, во Владивостоке нашлись 75 мм морские орудия, снаряды к которым оказались в Перми. На Мотовилихском заводе в Перми найдены были готовые тела полевых трехдюймовых орудий, имевших в армии неограниченный боевой запас, для них были немедленно спроектированы и построены в Перми же морские установки. 120 мм орудия имелись в большом количестве в Красноярске, неснаряженные снаряды к ним нашлись в Перми, тол для снарядов был привезен из Владивостока, а взрыватели подобраны от другого калибра… Найденные в Перми две шестидюймовые пушки Канэ были перевернуты компрессорами вверх, чем была достигнута дальность в 15 с половиной верст».

При установке вооружения был выбран более рациональный способ установки орудий, нежели применяли красные: «учитывая узкость речного русла, которое не дает широкого маневренного пространства, допуская ведение боя с встречной флотилией лишь на острых курсовых углах, близких к 0 или 180 градусам», артиллерия была установлена так, чтобы «получить максимальную силу огня именно в этих секторах».

Для использования мобилизованных гражданских пароходов в качестве военных кораблей, их необходимо было соответственным образом переоборудовать, прежде всего установив подкрепления под орудия и броню. Автором проекта установки подкреплений под орудия был старший лейтенант В.С. Макаров. Броню для защиты орудий и рубок вооруженных пароходов изготавливали на Уральских заводах. Бронируя корабли, командование флотилии стремилось защитить от пуль и осколков главным образом командный мостик и прислугу у орудий и пулеметов. Орудия почти на всех судах имели щиты, а пулеметы помещались в башенках из броневых листов. Толщина брони не превышала одного дюйма.

Корабли флотилии носили Андреевские флаги, которые изготавливались в Омске, в частной мастерской. Помимо стандартных Андреевских флагов, использовался контр-адмиральский флаг, для командующего флотилией и бело-зеленый («сибирских цветов») стеньговый флаг для яхты Верховного правителя.

 Флотилия принимала участие в боевых действиях в период с 1 мая по 29 июня 1919 г. Основными ее задачами были: борьба с флотилией противника, поддержка флангов сухопутной армии артиллерийским огнем, обеспечение переправы сухопутных войск через водные преграды, охрана грузов, перевозимых по рекам, постановка минных заграждений.

Первое боевое столкновение между белой и красной флотилиями на Каме произошло 14 мая в районе Котловки. По данным красных, со стороны белой флотилии был потоплен корабль «Грозящий» и один корабль поврежден. Небольшое столкновение между флотилиями имело место 16 мая. 19 мая Речная боевая флотилия сосредотачивается в районе Пьяный Бор – Челны. 22 мая корабли флотилии сосредоточены у устья реки Ик и по реке Белой, неся дозор в районе Бережных Челнов.

В это же время очень важную работу выполняли госпитальные суда флотилии – плавучие лазареты «Вера» и «Александр». За один рейс каждый из них принимал на борт и доставлял в тыл 400 - 500 раненых.

Наиболее крупное столкновение произошло между флотилиями противоборствующих сторон 24 мая, в районе мыса Святой Ключ. Так как до конца мая Речная боевая флотилия практически никак себя не проявляла, то командование красной Волжской военной флотилии практически перестало принимать ее в расчет. 24 мая командующий красной флотилией самостоятельно, без учета оперативной обстановки и организации взаимодействия с наступавшими 28-й дивизии 2-й армии принял решение обстрелять город Елабугу. На обстрел города и находящегося рядом тракта вышли 2-й и 4-й дивизионы Волжской военной флотилии. Первыми шли корабли 4-го дивизиона, за ними, на расстоянии 15 – 20 кабельтовых – корабли 2-го дивизиона (за исключением канонерской лодки «Ваня Коммунист»). Между тем корабли 1-го и 3-го дивизионов Речной боевой флотилии, выполняя оперативный приказ командующего Сибирской армии № 24, сосредоточились в Елабуге еще с рассветом 24 мая.

Около 16 часов 2-й дивизион красной флотилии начал обстрел города с позиции выше мыса Святой Ключ (12 – 13 км от Елабуги). В это же время корабли 2-го дивизиона, находившиеся на траверзе лесной пристани Стахеева, обнаружили один из кораблей белой флотилии, дистанция до которого достигала 56 кабельтовых. Командующий Волжской военной флотилией, желая максимально использовать огонь 2-го дивизиона, поднял сигнал «дивизиону построиться в строй фронта» и открыть огонь по неприятелю, но, так как сигналопроизводство на флотилии налажено не было, то сигнал не был принят и корабли продолжали двигаться кильватерной колонной. В 16 часов 10 минут «Ваня Коммунист» открыл огонь по кораблю белой флотилии с дистанции 40 кабельтовых. После нескольких залпов этот корабль скрылся за поворотом реки. После того, как этот же корабль был обнаружен 4-м дивизионом, обстреливавшим Елабугу, его корабли также открыли по нему огонь, сбив пристрелку «Вани Коммуниста». Сторожевые корабли красной флотилии, находившиеся в дозоре, сообщили, что они были обстреляны противником, но при этом не могли сообщить ни состава противника, ни направления, откуда велся обстрел. В то время как командующий красной Волжской военной флотилией не имел достоверной информации о противнике, командующий белой Речной боевой флотилией информацию о противнике получал от сухопутных частей белых, в районе действия которых находилась красная флотилия. В 16 часов 20 минут из-за поворота реки неожиданно для противника появились 7 кораблей и одна плавучая батарея Речной боевой флотилии. Корабли наступали строем уступа и были сошвартованы подвое (для увеличения мощи артиллерийского огня). Командующий красной флотилией сделал еще одну попытку перестроения своих кораблей: 2-му дивизиону с помощью флажного сигнала было приказано перестроиться в строй фронта, а 4-му дивизиону на катере было послано распоряжение отступить и в строе фронта занять место ниже 2-го дивизиона. Произведя эти перестроения, командующий красной флотилии предполагал использовать преимущество в дальности огня своей артиллерии, попытаться выйти из сферы огня противника и вести с ним бой на курсовых углах, близких к 180º. Однако, благодаря быстрому и решительному сближению флотилии противника и промедлению с выполнением маневра 4-го дивизиона, красной флотилии выполнить указанный маневр не удалось. И уже через несколько минут корабли белой флотилии приблизились до дистанции 26 - 29 кабельтовых и сосредоточили огонь на кораблях Волжской флотилии, разделившись следующим образом: 4 корабля вели огонь по 2-му дивизиону, 3 корабля – по 4-му дивизиону противника. Плавучая батарея вела заградительный огонь впереди отступающих красных кораблей.

2-й дивизион красной флотилии во второй раз не выполнил сигнала «перестроиться в строй фронта». На корабле «Ваня Коммунист» вышло из строя носовое орудие и он начал поворот, чтобы ввести в действие кормовое. Этот поворот был воспринят остальными кораблями, как сигнал к отступлению и они начали отступать в полном беспорядке, не поддаваясь какому-либо управлению. В этот момент корабли белой флотилии сосредоточили огонь на 4-ом дивизионе, корабли которого могли противопоставить 14 орудиям белой флотилии лишь одно кормовое орудие канонерской лодки «Рошаль». В это же время на канонерской лодке «Терек» (вооружение – одно 100 мм орудие) оказались неисправными машины, из-за чего произошла остановка в движении других кораблей дивизиона, что дало возможность белым сократить дистанцию до 15 кабельтовых. В 16 часов 40 минут «Терек» получил попадание в машину, из-за чего он был вынужден выброситься на берег для спасения команды, так как из-за малой дистанции до противника оказать ему какую-либо помощь было невозможно (впоследствии «Терек» был отбуксирован белыми в расположение Речной боевой флотилии, при этом оказалось, что, за исключением повреждений в машине, он был вполне исправен).

В 16 часов 45 минут корабли 2-го дивизиона скрылись за мысом острова и весь огонь кораблей Речной боевой флотилии стал сосредоточен на канонерской лодке «Рошаль», которая отступала концевой. Вскоре она получила попадание в носовую часть, благодаря чему стала быстро погружаться носом и около 17 часов выбросилась на берег ниже «Терека», после чего была покинута своей командой. Во время преследования отступающих красных кораблей, огнем белой флотилии был сильно поврежден буксир «Луна», нанесены повреждения еще одному кораблю.

Несмотря на достижение столь громадного успеха, корабли белых ничего не сделали для его развития и закрепления. Они не стали преследовать отступающий и более слабо вооруженный, к тому же деморализованный отряд красных кораблей, а лишь занялись снятием с мели «Рошаля» и «Терека». К 18 часам корабли 2-го дивизиона заняли позиции в рукавах Камы у Котловского острова и организовали две огневые завесы на фарватере реки у перевала «Сбег Сентякских гор». Примерно в это же время в том же районе появилось две пары кораблей Речной боевой флотилии, но они были накрыты третьим залпом красных кораблей (по данным красных, один из кораблей получил повреждения, после чего был взят на буксир и отведен в расположение флотилии). В районе 20 часов красными кораблями была отбита еще одна атака, после чего корабли белой флотилии отошли к Елабуге и более к решительному бою не стремилась. Повреждения полученные кораблями были незначительны. Людские потери составляли 2 человека убитыми и 8 – ранеными.

То, что белая флотилия не стала развивать дальнейшее наступление объясняется тем, что в тот момент данный участок реки уже не имел важного значения для сухопутных войск белых: к этому времени ударная группа 2-й красной армии уже переправилась на левый берег Вятки и вместе с десантным отрядом вела наступление на Елабугу, а левый фланг 5-й красной армии успешно наступал на Мензелинск. В силу этого успех боя у Святых Ключей можно рассматривать лишь как частный успех, практически ни оказавший влияния на операции на сухопутном театре. Тем не менее он показал значительное превосходство белой флотилии над красной по ряду параметров, в частности, организации и управления артиллерийским огнем.

В соответствии с приказом командующего Сибирской армии генерал-лейтенанта Р. Гайда от 27 мая 1919 г. Речная боевая флотилия должна была содействовать войскам Южной группы Сибирской армии под командованием генерала Г. А. Вержбицкого, действуя на реке Каме между деревней Тихие Горы и устьем реки Белой, выделив часть сил на Белую для противодействия переправе противника через нее. 28 мая флотилия сосредоточилась у Икского устья, ведя дозор в направлении на Тихие Горы и выделив два корабля на Белую.

Штаб флотилии на теплоходе «Волга» находился у Ижевского устья. Корабли держались наравне с караулами сухопутных частей (Отдельная Красноуфимская партизанская бригада, части 15-й Сибирской Омской стрелковой дивизии).

В тот же день в 16 ч. 15 мин. канонерские лодки 2-го дивизиона Волжской военной флотилии (красных) открыли огонь по кораблям флотилии белых. В 19 ч. 10 мин. красное посыльное судно № 302 вновь обнаружило корабли белых, и канонерские лодки вступили с ними в полуторачасовую перестрелку. В дальнейшем Волжская военная флотилия не появлялась в районе действия кораблей белых. Это было отчасти связано с тем, что ее командование и личный состав были несколько деморализованы потерей двух кораблей в бою 24 мая у Святых Ключей, отчасти с тем, что флотилия выполняла другие задачи — обеспечение переправы войск и траление минных заграждений.

29 мая, прикрывая отход левофланговых частей 4го корпуса, флотилия отошла к устью реки Иж. Наблюдение за рекой и сухопутными силами осуществлялось с аэростата. Так как телефонный провод был разорван отступавшими частями Красноуфимской бригады, то отсутствовала связь со штабом 4-го корпуса и Штабом группы. Командующий флотилией получил сведения, что буксир «Первый», шедший с баржой, груженной мазутом, был остановлен у Дербежского затона шлюпкой с вооруженными людьми и, будучи обстрелян с обоих берегов винтовочным огнем, а с левого — и из пулемета, был принужден поставить баржу на якорь и вернуться к флотилии. Также стало известно, что противник занял левый берег Камы в районе устья Белой и переправляет разведчиков на правый берег. После этого командующий принял решение отвести тихоходные плавбатареи и плавучие базы флотилии в Чеганду, под прикрытием боевых кораблей. Прорыв было решено осуществлять ночью.

Для прикрытия и эвакуации баржи с нефтью и пресечения попыток красных переправить разведчиков через Каму был послан корабль «Грозный» под брейд-вымпелом начальника 3-го дивизиона капитана 2 ранга П.П. Феодосьева и один буксир.

1-му дивизиону флотилии командующим была поставлена задача прикрыть постановку минного заграждения ниже Пьяного Бора, после чего он должен был присоединиться к остальным кораблям в Чеганде.

Поход каравана начался в 17 ч. Его конвоировали корабли «Кент» (под флагом командующего) и «Смелый». В 19 ч. 30 мин. на рейде Пьяного Бора к ним присоединился корабль «Стройный», прикрывавший переправу частей ударного корпуса через реку Белую под интенсивным артогнем противника.

В 0 ч. 45 мин. караван вошел в полосу, освященную заревом пожара строений Дербежского затона. Корабли дали полный ход под сильным винтовочным и пулеметным огнем красных. Вот как описывает этот прорыв контр-адмирал М. И. Смирнов в своем рапорте А.В. Колчаку: «Воор[уженный] кор[абль] «Кент» открыл пулеметный огонь по берегу и затушил огонь противника. Остальные вооруженные корабли открыли орудийный огонь по предполагаемому расположению пулеметов и пехоты противника. Огонь был настолько действительным, что по проходившему несколько позже 1-му дивизиону неприятель с берега огня открыть не осмелился» (ГА РФ. Ф. 341. Оп. 1. Д. 52. Л. 190).

В 3 часа 15 мин. караван без потерь пришел в Чеганду и стал на якорь. К этому времени там уже находился «Грозный», который с боем вывел баржу с мазутом под сильным огнем с берега, при этом на нем был убит один офицер и ранено 4 матроса.

Сразу же после прибытия каравана в Чеганду, вооруженный корабль «Стерегущий» был отправлен в дозор к устью Белой.

29 мая контр-адмиралом Смирновым была получена телеграмма за подписью начальника штаба Сибирской армии генерал-майора Богословского с просьбой обеспечить переправу частей левого фланга Южной группы Сибирской армии у Пьяного Бора и оказать огневую поддержку в районе Чеганда - Пьяный Бор, а по возможности и до устья реки Иж. Командующий принял решение немедленно выдвинуть корабли к Пьяному Бору и ниже. Но после того как дозорный корабль «Стерегущий» был обстрелян огнем 42-линейной батареи с позиции между Дербежским затоном и устьем Белой, поход на Пьяный Бор было решено отложить на ночь, чтобы не рисковать кораблями при прорыве мимо батарей противника. Но вечером из телефонных переговоров с начальником штаба Южной группы полковником Крузе, выяснилось, что Южная армия отходит на Сарапул и, соответственно, 15-я дивизия, которую должна была поддерживать флотилия, оставляют линию реки Иж и отходит левым флангом на Чеганду. В силу этого отпала и цель похода вниз по Каме. Но зато вновь встал вопрос об эвакуации вспомогательных судов и несамоходных плавсредств для обеспечения свободы действия боевых кораблей. Местом эвакуации был избран Сарапул, пока еще занятый белыми.

Утром 31 мая штаб флотилии на теплоходе «Волга» перешел в Каракулино для организации эвакуации вспомогательных судов и плавсредств в Сарапул. Вооруженные корабли остались в Чеганде прикрывать фланг частей отступающей 15-й дивизии. Чуть позже, получив приказ командующего Сибирской армии и приказ командующего группой о переправе частей 4-го корпуса на левый берег Камы, контр-адмирал Смирнов приказал кораблям отойти в Николо-Березовку для прикрытия переправы. На кораблях в Николо-Березовку был доставлен и личный состав 58-го Акмолинского Сибирского стрелкового полка (полк этот был сильно истрепан в непрерывных боях и насчитывал в своем составе лишь 340 штыков и 2 орудия).

Обеспечение переправы было поручено командиру Отдельной бригады Морских стрелков контр-адмиралу Г.К. Старку. Для защиты переправы были поставлены два минных заграждения - одно ниже Каракулино, другое - в районе Саклово. На последнем заграждении 11 июня подорвались и получили повреждения плавбаза гидроавиации «Герцен» и буксир «Копнино», который затонул, при этом погибло 13 человек и 20 было ранено.

1 июня в 13 час. 15 мин. штабной теплоход «Волга» прибыл на рейд Сарапула. А вскоре, не имея связи со штабом Южной группы, в Сарапул отправился и сам командующий флотилией на пароходе службы связи «Соликамск». Подходя к сарапульскому мосту, он встретил корабли «Кент» и «Смелый». Со «Смелого» передали просьбу командующего Южной группой держаться как можно дольше в Николо-Березовке. К 19 часам «Соликамск» пришел в Сарапул, где застал картину спешной эвакуации города, на который наступали части 28-й стрелковой дивизии 2-й армии красных. Пароход «Чермоз», на котором находился штаб Южной группы, отошел от пристани в момент прихода «Соликамска» на рейд Сарапула. Начальник штаба Речной боевой флотилии капитан 1 ранга Н.Г. Фомин доложил командующему, что штаб Южной группы лишь час назад сообщил о готовящемся оставлении города и об эвакуации сухопутных частей.

После получения этих сведений командующий флотилией немедленно вышел на «Соликамске» обратно в Николо-Березовку с целью вывести оттуда корабли флотилии в связи с угрозой их полной изоляции в случае взрыва красными судоходного пролета сарапульского моста. По пути в Николо-Березовку пароход был обстрелян 42-линейной батареей в районе села Мазунино. При этом одним осколком снаряда перебило антенну радиосвязи, а головная часть другого снаряда попала в переборку кормовой каюты. Потерь в личном составе не было.

В 22 часа «Соликамск» прибыл в Николо-Березовку, после чего М.И. Смирнов приказал кораблям «Грозный» (брейд-вымпел начальника 3-го дивизиона) и «Кент» выйти в Сарапул и охранять мост от возможных попыток противника взорвать его. Корабли вышли из Николо-Березовки в 22 часа 40 минут. Тогда же была проведена подготовка к эвакуации флотилии: на все буксиры были назначены военные коменданты, в целях увеличения эскадренного хода, буксирному пароходу «Святой Ключ» было приказано взять на буксир (борт о борт) корабль «Смелый», самый тихоходный из всей эскадры.

За время перехода от Николо-Березовки до Сарапула корабли были три раза обстреляны с берега красными батареями, при этом одна из них, установленная на гребне холма, выше села Мазунино, ответным огнем была приведена к молчанию. С другой батареей, располагавшейся выше того же села, флотилия вела четырехчасовой бой, за время которого в «Статный» попало два снаряда, не нанесших ему серьезных повреждений. В районе деревни Непряха с кораблей обнаружили 4-орудийную батарею, которая была обстреляна, но на огонь не отвечала.

В 5 часов 15 минут флотилия подошла к рейду Сарапула, где находились корабли «Грозный» и «Кент». По замыслу командующего, при проходе под мостом правая колонна кораблей должна была идти в судоходный пролет, а левая - в соседний, более близкий к левому берегу. Левая колонна прошла под мостом в 5 часов 45 минут. Во главе ее были «Грозный» и «Кент».

Красные открыли огонь по кораблям флотилии с ранее обнаруженной батареи у Непряхи, затем - с 4-орудийной батареи, установленной выше траверза моста в роще, и, наконец, с батареи, находившейся на дистанции менее 12,5 кабельтовых. Флотилия имела эскадренный ход 8 верст в час, и, прикрывая  вспомогательные суда, находилась под ураганным огнем двенадцати орудий 42-линейного и 3˝ калибра более полутора часов. Корабли флотилии отвечали из всех орудий, открывая время от времени и пулеметный огонь по пехоте противника. Пулеметный и винтовочный огонь красных быстро прекратился.

Около 6 часов 15 минут снаряд попал в бушприт «Страшного» и взорвался, не нанеся серьезных повреждений. Почти одновременно другой снаряд повредил форштевень «Стерегущего», а третий пробил катер, который «Стерегущий» вел на буксире.

В 6 часов 25 минут в корабль «Статный» попало три снаряда, пробившие паровую магистраль и нанесшие ему подводные пробоины. Корабль стал погружаться, ведя огонь из орудий и пулеметов. С целью оказания помощи к нему повернули корабли «Страшный» (под брейд-вымпелом начальника 1-го дивизиона капитана 2 ранга Степанова), «Стерегущий» и «Сильный». «Страшному» удалось подойти к «Статному» и снять с него команду, включая и раненых, а также пулеметы и замки орудий. На «Статном» погибло 2 матроса, было ранено 2 офицера и 6 матросов, 1 контужен. По свидетельству командующего флотилией, «команда “Статного”, состоявшая по преимуществу из мобилизованных матросов флота, продолжала сражаться с полным самоотвержением при погружении корабля в воду, исполняя отчетливо и точно все приказания офицеров до момента снятия «Страшным» личного состава «Статного» (ГАРФ. Ф. 341. Оп. 1. Д. 52. Л. 198). После завершения маневра, который был проведен четко и искусно, «Страшный» вступил в кильватер «Стерегущему».

За это время вспомогательные суда ушли вверх по реке, не получив серьезных повреждений, хотя в буксир «Четвертый» было два попадания. В 7 часов 10 минут противник прекратил огонь, правда через 10 минут было сделано еще несколько выстрелов, не нанесших кораблям повреждений. В 17 часов 40 минут корабли флотилии прибыли в Галево, где уже находились вспомогательные суда и караван транспортной флотилии, которая совершенно не пострадала от огня. Не было потерь и в личном составе кораблей, за исключением вышеупомянутого «Статного».

Между тем около четырех часов оставались на рейде Сарапула прикрывавшие транспортную флотилию корабли «Стройный» и «Скорый». Они вели бой с красными частями, занявшими город, до 14 часов 30 минут. Во время боя «Скорый» сел на мель под огнем неприятельской батареи, в него попал снаряд, не нанесший существенных повреждений, но ранивший двух матросов. Несмотря на это, корабль продолжал вести бой с батареей, выехавшей на площадь и стрелявшей по нему с дистанции менее трех километров. Сняться с мели ему помог «Стройный». В 14 часов 30 минут вооруженные корабли ушли вверх по Каме прикрывать отступление транспортной флотилии.

Таким образом, флотилия являлась хорошо организованным и боеспособным подразделением и, несмотря на несогласованность действий сухопутного командования, выполняла свои задачи четко и с минимальными потерями. Со стороны же сухопутного командования было проявлено полное непонимание роли речной флотилии в операциях, в результате которого она была практически оставлена на произвол судьбы. Играя лишь вспомогательную роль, одни корабли не могли решить судьбу сухопутной операции.

5 – 7 мая корабли флотилии находились в Галево, где исправляли повреждения и пополняли запасы. В это же время дозорная группа кораблей, совместно с плавучими батареями находилась в районе деревни Гальяны. 6-го дозорная группа была безрезультатно обстреляна 42-линейной батареей противника.

В дальнейшем Речная боевая флотилия отступала вместе с войсками под ударами противника. В этот период корабли занимались борьбой с сухопутной артиллерией противника и оказывали огневую поддержку сухопутным частям. Занимались корабли флотилии и минными постановками. Причем, минное дело было поставлено весьма успешно. В кампанию 1919 г. на Каме и ее притоках было поставлено около 500 морских мин образца 1898 г. Мины доставлялись по железной дороге из Владивостока. Для постановки мин использовались 2 минных заградителя, 3 - 4 моторных катера и несколько барж. Флотилией было поставлено около 11 заграждений, позже обнаруженных в следующих районах: Юньга, Красный Яр, перекаты – Мушкаринский, Костовский, Раздорный и Сакловицкий, Чернокамские поляны, Икское устье, Галево, Дворцовая Слудка, Пермь, Сарапул. Заграждения эти оказались весьма эффективными: помимо упомянутых выше кораблей, на них взорвались и погибли тральщик «Организатор» и вооруженный пароход «Латыш». Кроме того, из-за плохой организации трального дела у красных, заграждения представляли для них серьезное препятствие. В частности, именно из-за минных заграждений корабли красных не смогли принять участие во взятии Сарапула. Весьма серьезное препятствие представляло минное заграждение, расположенное в районе Перми, простиравшееся на глубину около 10 км и состоявшее из мин, выставленных бессистемно.

В конце июня 1919 г. обстановка на сухопутном фронте сложилась так, что необходимо было оставить город Пермь, на который стремительно наступали войска 2-й и 3-й красных армий. Соответственно, необходимо было ликвидировать Речную боевую флотилию, главная база которой находилась в Перми. Личный состав Главной базы, в количестве 3 штаб-офицеров, 20 обер-офицеров, 23 чиновников военного времени, 173 писарей и солдат отбыли в Тюмень 26 июня. Корабли флотилии были разоружены, артиллерия, боезапас, имущество и части паровых машин кораблей были отправлены по железной дороге в Тюмень. Корабли и суда были сосредоточены в реке Чусовой (приток Камы), в районе села Левшино. 3 корабля с малой осадкой и мелкосидящие транспортные суда были отправлены в село Усолье для разоружения. 29 июня командующий флотилией контр-адмирал М.И. Смирнов спустил свой флаг и отбыл по горонозаводской железной дороге в Омск через Тюмень.

Из-за нехватки цистерн, в Левшино осталось значительное количество керосина и смазочных масел, которые были выпущены в Чусовую с тем, чтобы не достались противнику. Керосин и масла, выпущенные в реку, загорелись от случайно брошенной тлеющей головни. На протяжении реки Камы от ее устья до Усолья было сожжено 61 пароход, 43 баржи и 10 дебаркадеров. Оказались выброшенными на берег, сломанными и посаженными на мель 13 пароходов, 60 барж, 17 дебаркадеров. В самой Перми сгорело 22 пассажирских и 81 буксирный пароход, 5 дебаркадеров и 38 барж. В итоге красным удалось захватить целыми лишь четыре корабля Речной боевой флотилии: «Смелый», «Бойкий», «Гордый» и «Страшный», с которых было снято вооружение, бронирование и части машин. Также была захвачена гидроавиабаржа «Данилиха», оборудованная в качестве плавучего ангара для четырех гидросамолетов, но так и не принявшая участия в боях, и четыре бронекатера: «Кугуар», «Пантера», «Рысь», «Ягуар».

8 июля приказом по флотилии № 157 из личного состава флотилии был сформирован Отряд судов особого назначения для действия на реках: из личного состава 1-го, 2-го и 3-го дивизионов кораблей – 3 батальона, из дивизиона тральщиков – инженерная рота, из личного состава Главной и Опорных баз – интендантство отряда, из состава Службы связи – связь отряда.

2 августа Отряд особого назначения был расформирован и его личный состав обращен на формирование Обь-Иртышской флотилии, Отдельного морского учебного батальона и Дивизии морских стрелков (так стала называться переформированная Бригада морских стрелков). Таким образом, Морскому министерству удалось сохранить для флота и не дать «распылить» кадр моряков, имеющих хорошую подготовку.

Флотилия в целом играла лишь вспомогательную по отношении к сухопутной армии роль, и за короткий период активных действий ей не удалось в полной мере реализовать свои боевые возможности.

Исследования:

  • Кадесников Н.З. Краткий очерк Белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917 - 1922 гг. Л., 1991.
  • Кузнецов Н.А Речная боевая флотилия в кампании 1919 г. на Каме // Вестник молодых ученых. Исторические науки. 2000. № 5.

Архивные документы:

  • Российский государственный архив Военно-морского флота.
  • Ф. Р-1722 - Морское министерство белогвардейского правительства Колчака, г. Омск.
  • Ф. Р-2180 - Речные флотилии Всероссийского правительства (белых).

Н.А. Кузнецов 

очерки истории/ энциклопедический словарь/ учебно-методическое пособие/ хрестоматия/ альбом/ о проекте