ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

«РУССКОЕ ЭМИГРАНТСКОЕ ОБОРОНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
(1936 - ?)

В феврале 1936 г. в Париже инициативная группа российских эмигрантов заявила о создании новой политической организации – «Русского эмигрантского оборонческого движения» (РЭОД). В ее основание легла идея: «Оборонец тот, кто при всех условиях ставит защиту своей Родины выше политических разногласий с властью». Были созданы Организационная комиссия (Н.Н. Алексеев, Г.А. Грехов, В.И. Лебедев, А. Петров, А. Пилипенко, М.Л. Слоним, Ю.А. Ширинский-Шихматов) и ревизионная комиссия (В. Издебский, П. Коротков, В. Яновский).

Появление организации было вызвано уверенностью ее основателей в том, что СССР грозит внешняя опасность: «Планы враждебных России держав к началу 1936 года выяснились с совершенной очевидностью. В этих планах Россия рассматривается как объект колониальной политики, необходимый для наций, якобы более достойных и цивилизованных. Более или менее открыто говорится о разделе России… поддерживаются всякие сепаратистские движения, возможные в многонациональной стране в революционный период ее жизни».

 В РЭОД приняли участие люди с различной политической судьбой. Одни заявляли о своей готовности защищать Советскую власть без всяких оговорок. Другие заранее предупреждали, что только временно, пока Отечество в опасности, они откладывают свои претензии к большевистскому режиму, намереваясь потом предъявить их снова.

 Его идеология базировалась на социалистических и либеральных идеях, а также на историософских концепциях пореволюционных течений - сменовеховства, евразийства, утвержденчества.

 Одним из главных идеологов РЭОД был Н.Н. Алексеев, бывший профессор юридического факультета Московского университета и член Всероссийского земского союза. В 1918 г. он опубликовал работу «Введение в изучение права», в которой анализировал истоки и сущность российской революции, подчеркивал анархический характер социально-политических течений в России, их нигилизм в отношении права. В том же году он на несколько месяцев выехал в Берлин. Во время пребывания за границей Алексеев сделал вывод, во многом определивший его мировоззрение: большевизм нельзя свергнуть при помощи иностранной интервенции. Своей задачей на том историческом этапе он считал участие в формировании белых армий. С этой мыслью он вернулся на юг России, занятый ВСЮР. Он редактировал газеты «За единую Россию» и «Великая Россия», участвовал в боевых действиях, работал в Осваге, принял предложение генерала П.Н. Врангеля занять место начальника информационной части при его штабе. В 20-е гг., находясь в эмиграции, Алексеев стал одним из разработчиков евразийской теории. В книге «На путях к будущей России (Советский строй и его политические возможности)», вышедшей в 1927 г., он выдвинул концепцию «идеократического государства»: оно должно взять на себя организацию всей жизни общества, и прежде всего народного хозяйства, на смену классовым организациям должны прийти организации «государственно-идеологические».

 Идейную основу евразийства, одним из главных создателей которой был Алексеев, образовали несколько идеологем, в том числе отрицание европоцентризма и резко критическое отношение к романо-германскому Западу. Эта концепция, разрабатывавшаяся в 20-е гг., во многом определила позиции оборонцев в середине 30-х гг.

 Евразийская идея о том, что русская революция была, с одной стороны, катастрофическим завершением гибельного процесса европеизации страны, с другой же - началом благодетельного поворота России к Востоку, способствовала переходу части евразийцев на просоветские позиции.

 Другой видный идеолог РЭОД - князь Ю.А. Ширинский-Шихматов - был до революции офицером-кавалергардом и военным летчиком, в эмиграции - шофером такси. В 20-е гг. он стал инициатором создания «Союза российских национал-максималистов», на свои деньги издавал журнал «Утверждения», вокруг которого объединились несколько идейно близких групп: национал-максималисты, народники-мессианисты, неодемократы и националисты-христиане. Утвержденцы критиковали капиталистическое общество и мечтали о создании общества «социальной правды и подлинной демократии».

 Утвержденцы, главным идеологом которых стал Ширинский-Шихматов, в отличие от сменовеховцев и евразийцев, не только не принимали правящий большевистский режим в России, но и призывали к борьбе с ним, хотя и совершенно иными методами, чем, например, «Русский общевоинский союз» (РОВС) и «Национально-трудовой союз нового поколения» (НТСНП). Утвержденцы отвергали интервенцию и терроризм.

 В 1933 г. Ширинский-Шихматов стал председателем «Объединения пореволюционных течений», в 1932 г. - одним из основателей «Пореволюционного клуба» в Париже, в 1934 – 1936 гг. являлся председателем исполнительного комитета клуба.

 Писатели и литературоведы М.Л. Слоним и В.И. Лебедев представляли левоэсеровское направление в политической эмиграции. Они были делегатами Съезда бывших членов Учредительного собрания, который проходил в Париже в 1921 г. Там они проявили свою приверженность левой идеологии, что стало одной из причин произошедшего на съезде раскола. Лебедев еще в 1919 г. был в числе тех, кто считал поддержку адмирала А.В. Колчака преступлением против России. Он утверждал, что большевизм должен быть изжит путем внутренней эволюции, которой и нужно содействовать. В 1922 - 1932 гг. Лебедев и Слоним работали в редакции эсеровской газеты «Воля России». 

 В № 1 газеты «Оборонческое движение», вышедшем в Париже в мае 1936 г., говорилось, что РЭОД – «не продукт сговора нескольких лидеров более или менее фиктивных политических организаций. Это ответ нескольких человек, принадлежащих разным направлениям, на настойчивое низовое требование беспартийной эмигрантской массы». В качестве первой предпосылки оборончества Ширинский-Шихматов назвал стремление эмигрантов выразить сочувствие происходящей в России «национальной революции» (он, однако, не объяснял, что подразумевает под этим термином). Надежды на перерождение большевиков периодически проявлялись в эмиграции, способствуя добровольному возвращению эмигрантов в СССР. Первая, бытовая и сменовеховская волна реэмиграции, была вызвана НЭПом и порожденными им надеждами на эволюции большевизма. Новая, очень небольшая по численности, группа вернулась на Родину в конце 30-х гг., что отчасти было вызвано и частичной реабилитацией русского национального самосознания в СССР. П.Н. Милюков в те годы даже высказывал предположение, что чистки в рядах ВКП(б) и судебные процессы над представителями «ленинской гвардии» Сталин осуществляет для того, чтобы избавиться от «засилья левых».

 Возможно, именно эти процессы, характерные для СССР второй половины 30-х гг., Ширинский-Шихматов назвал «национальной революцией». Словосочетание это часто появлялось на страницах эмигрантских газет разной политической ориентации, и смысл в него вкладывался разный. Так, например, солидаристы из НТСНП считали бы «национальной революцией» свержение Сталина, а не его собственную внутреннюю политику.

 Еще одной важной предпосылкой эмигрантского оборончества Ширинский-Шихматов считал «естественную патриотическую тревогу», которая тем сильней у эмигранта, чем больше он ощущает в нынешнем эволюционирующем СССР - вечную Россию, свою страну, свое Отечество». Он отмечал наметившуюся среди эмигрантов тенденцию отмежеваться от реставраторов, от тех, кто готов идти против большевиков «хоть с чертом». Белое движение он характеризовал как трагическую ошибку («пусть - из лучших побуждений»). Он утверждал: «Генеральная линия российской истории проходила через Москву, а не через Омск, Архангельск и Севастополь». Возможно, его слова означали историческое оправдание победы большевизма.

 В любом случае, Ширинский-Шихматов не призывал эмигрантов идти каяться в полпредство СССР или записываться в «возвращенцы». Он заявлял: «Служить России он («Среднестатистический эмигрант». – Авт.) хочет, оставаясь таким, каков он есть, с теми убеждениями, которые ему присущи… Сочувствие России… не совпадает с признанием марксовой доктрины».

 Еще одной предпосылкой возникновения оборончества было нежелание рядовых эмигрантов вступать в партии, так как это вело к разделению в ситуации, когда обстоятельства требовали объединения. 

 Появление РЭОД вызвало мощную ответную реакцию на страницах зарубежной печати: эмигрантские политические группировки были вынуждены заняться обсуждением вопросов, поднятых РЭОД. В ходе обсуждения и была подготовлена почва для совместных действий различных организаций и лиц, разделяющих основные идеи оборончества в духе РЭОД.

 Одной из своих главных задач организаторы РЭОД считали борьбу с пораженчеством любого толка, категорически отказывая своим оппонентам в каком-либо другом понимании патриотизма, кроме как защиты своей Родины во время войны с внешним врагом независимо от ее политического строя: «Во имя борьбы с существующим в России правительством некоторые круги эмиграции открыто солидаризируются с… вражескими планами, надеясь ценою раздробления Родины купить себе возможность возврата в нее и захвата в ней государственной власти».

 Между тем авторитетные лидеры правого крыла эмиграции, принципиально остававшиеся на позициях «Единой и Неделимой России», но желавшие сталинскому СССР поражения, заявляли о своем отказе от всяких имущественных и властных притязаний после свержения большевизма в России силами нацистской Германии. Эти идеи были высказаны еще на Зарубежном съезде, проходившем в апреле 1926 г., и были приняты как руководство к действию. Они базировались на принципах, провозглашенных политическим лидером эмиграции вел. кн. Николаем Николаевичем и председателем РОВС генералом П.Н. Врангелем. Приверженность этим идеям неоднократно подтверждалась и в начале 40-х гг. Однако это очевидное обстоятельство основателями РЭОД игнорировалось.

 В то же время, хорошо представляя себе психологические типы эмигрантов, для которых были характерны пораженческие настроения, они пытались перетянуть их на свою сторону. Так, Слоним стремился убедить тех, кто считал Россию погибшей, в том, что революция - это не только крушение старого уклада жизни, но и рождение нового. Других, кто, по его оценке, перенес свою ненависть к большевизму на весь народ, он упрекал в потере эмоциональной связи с народом.

 Особое значение основатели РЭОД придавали разоблачению расовой теории германских нацистов. Алексеев писал в № 1 газеты «Оборонческое движение», что некоторые эмигранты «не отдают в ней никакого отчета и потому считают немцев своими друзьями и возможными освободителями России» (свою статью он проиллюстрировал цитатами из Гитлера, Розенберга, Франка, передовиц нацистской печати и книги Гауха «Новые основы учения о расах»). В том же номере отдельно была приведена большая подборка высказываний вождей Третьего рейха о «превосходстве германской нации» над всеми другими, в том числе и над русской. Алексеев заканчивает свою статью утверждением: «"Благородное человечество" обязано германскому духу созданием еще другой теории, применение которой стоило также немало крови - теории борьбы классов. Но эта последняя учит о «последнем освобождении» всех людей через «класс-Мессию» - международный пролетариат. В основах своих теория борьбы классов гуманистична, тогда как теория борьбы рас - явно бесчеловечна. Она зовет не к «последнему освобождению», но к «последнему угнетению» как идеалу… И бороться с марксизмом силой национал-социализма - не значит ли это просто - "из огня да в полымя"?».

 Основным объектом критики РЭОД избрало «Управление делами русской эмиграции» (УДРЭ) в Германии, которое возглавлял генерал В.В. Бискупский. Ему инкриминировали участие в организации «Ауфбау», созданной с целью налаживания связей между российскими эмигрантами правого толка и германскими нацистами.

 Не забывали основатели РЭОД и о Дальнем Востоке: положении эмигрантов в Манчжурии, агрессивных планах Японии и безопасности дальневосточных границ СССР. Поэтому другим объектом их критики стало «Бюро по делам русских эмигрантов в Манчжурии». Возглавлял это бюро генерал Рычков, а после его смерти - генерал Бакшеев. По информации РЭОД, инициатива создания бюро исходила от командования Квантунской армии, цель которого состояла в том, чтобы таким образом облегчить себе проникновение на территорию советского Дальнего Востока. С русской стороны вдохновителем создания бюро был атаман Г.М. Семенов, который использовал его для преследования эмигрантов, не согласных с его взглядами и действиями. Жертвами преследования становились не только либерально настроенные эмигранты, но и представители правых кругов, бывшие высокопоставленные чиновники правительственного аппарата адмирала Колчака и даже чины РОВС. По этим вопросам основатели РЭОД неоднократно направляли телеграммы Генеральному секретарю Лиги Наций Авенолю и председателю международного офиса Нансена для беженцев Гансону: они просили защитить своих соотечественников, проживающих на Дальнем Востоке, от преследования со стороны «Бюро по делам русских эмигрантов в Манчжурии».

 Идеологам РЭОД приходилось и самим отвечать на критику, исходившую, в том числе, и из лагеря, который они считали близким по духу. П.Н. Милюков в своей газете «Последние новости» обвинял организаторов движения в том, что они присвоили себе название того явления, которое существовало в эмиграции уже давно и независимо от них. Ему возражали, что главным является единение оборонческих сил, а не выяснение того, кто был провозвестником идеи.

 Одним из важнейших для РЭОД был вопрос: «Станет ли Красная армия защищать Россию?» Ответ давался только положительный. При этом утверждалось следующее: «Да, народы Союза будут защищать свою страну. И не только территорию, посевы и недра, леса и реки: они будут защищать землю, родившую Революцию, освободившую их от векового рабства царю и помещикам, Революцию, вернувшую им человеческое достоинство».

Подобные утверждения дали основание генералу А.И. Деникину обвинить РЭОД в том, что оно черпает свою идеологию «на улице Гренель» (Там находилось посольство СССР. – Авт.). В 1936 - 1939 гг. он опубликовал серию статей в газете «Доброволец». Позже их основные положения он свел воедино в книге «Мировые события и русский вопрос» (Париж, 1939). Деникин сформулировал «двуединую» задачу для населения России и для эмиграции на случай агрессии: защитить страну от внешнего врага и освободить от внутреннего. Оборонческие взгляды Деникина не означали его примирительного отношения к большевикам, и это было главным препятствием на его пути к сотрудничеству с РЭОД.

 Вступление в ряды РЭОД зачастую становилось результатом не вполне адекватной оценки событий, происходящих в СССР. Так, донской казак А. Семенченков писал в газете «Оборонческое движение»: «Советское правительство после семнадцатилетнего расказачивания казачьих областей всенародно объявило о восстановлении казачества». Заявляя о начале «новой эпохи» для родных ему краев и для казаков в эмиграции, о «массовом стихийном подъеме» казачества по обе стороны границы, он сообщал о возобновлении ношения казачьей формы в СССР и о том, что иногородним будто бы было предложено «в циркулярном порядке ее надеть». Из этого он делал вывод, что с вековой враждой казаков и иногородних покончено навсегда, попутно критикуя казаков-националистов, отстаивавших идею создания независимого государства «Казакия» на юго-востоке России после поражения большевистского СССР.

 Но чаще участие в РЭОД становилось следствием перипетий эмигрантского существования. Так, Грехов выступил в «Оборонческом движении» со статьей в жанре открытого письма. Этот чрезвычайно эмоциональный документ свидетельствует прежде всего о разочаровании рядового участника Белого движения в руководителях военных организаций Российского зарубежья: «Многолетние скитанья, «собачья жизнь», борьба за кусок хлеба и за право этот кусок хлеба заработать, бездеятельность и пустословие «вождей» заставили нас задуматься и посмотреть в будущее уже не чужими, а своими собственными глазами». Долгие годы российские военные эмигранты жили мечтой о «весеннем походе», то есть о возобновлении гражданской войны с большевиками, которая на этот раз должна была, по их мнению, закончиться успехом. Эта идея вносила смысл в существование многих ветеранов Белого движения. Но с каждым годом надежды на реванш рассеивались, и это приводило к конфликтам в среде военных эмигрантов. «Началась внутренняя вражда, - пишет Грехов, - и доброволец 1917 года перестал узнавать добровольца 1936 года».

 Приход людей, подобных Грехову, в лагерь оборонцев, равно как и противоположное стремление других связать с Гитлером надежду на долгожданный «весенний поход», было следствием одного и того же: глубокого психологического надлома, охватившего Российское зарубежье вообще и военную эмиграцию в частности во второй половине 30-х гг. 

Исследования:

  • Варшавский В.С. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956.
  • Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992.
  • Цурганов Ю. Неудавшийся реванш: Белая эмиграция во Второй мировой войне. М., 2001.

Ю.С. Цурганов

очерки истории/ энциклопедический словарь/ учебно-методическое пособие/ хрестоматия/ альбом/ о проекте