ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ОБЬ-ИРТЫШСКАЯ РЕЧНАЯ БОЕВАЯ ФЛОТИЛИЯ
(1919 гг.)

Основой для формирования Обь-Иртышской речной боевой флотилии послужил Отряд судов особого назначения для действий на реках, сформированный 8 июля 1919 г. из личного состава Речной боевой флотилии, действовавшей на Каме. 2 августа Отряд был расформирован, а его личный состав обращен на формирование Обской (такое наименование флотилии было присвоено первоначально) флотилии и морских подразделений, действовавших на суше.

Флотилия должна была действовать на Оби, Иртыше, Товде, Тоболе и других притоках. Она должна была состоять из двух дивизионов, причем 1-й предназначался для ведения активных боевых действий, а 2-й – для обороны. 18 августа управляющий Морским министерством контр-адмирал М.И. Смирнов утвердил временный штат Обской флотилии. Согласно штату, флотилия состояла из штаба командующего, 1-го и 2-го дивизионов вооруженных судов (по 6 кораблей в каждом), службы связи, плавучей мастерской и базы флотилии. Главная база флотилии находилась в Томске. Хотя флотилия и подчинялась Морскому министерству и по его линии шло ее снабжение, в оперативном плане она подчинялась командованию тех сухопутных сил, с которыми она взаимодействовала. Командующим флотилией был назначен капитан 1 ранга П.П. Феодосьев. Основу офицерского состава флотилии составили морские офицеры, практически все служившие ранее в составе Речной боевой флотилии, воевавшей на Каме. Морские офицеры командовали многими кораблями флотилии. Помимо моряков, командные должности занимали также сухопутные офицеры, преимущественно артиллеристы. Во флотилию привлекались по вольному найму и гражданские речники. В частности, приказом № 3 от 28 августа 1919 г. в состав флотилии было зачислено 70 человек речников.

На 18 октября 1919 г. в составе флотилии числилось 147 офицеров и 17 чиновников. Точных данных по общей численности рядового состава Обь-Иртышской флотилии нет, однако можно предположить (исходя из количества кораблей), что его численность находилась в пределах 1 000 человек.

Основу флотилии составили мобилизованные и вооруженные пароходы. Вооружение пароходов велось параллельно в Томске и Омске. В состав флотилии входили также два бронекатера, построенные в Перми – «Барс» и «Тигр», а также гидроавиация (точных данных о количестве самолетов пока не обнаружено), которая базировалась на теплоход-базу «Игорь».

Всего в состав флотилии входили 15 вооруженных пароходов, 2 бронекатера, 11 катеров, 2 теплохода-базы и 1 баржа.

Флотилия принимала участие в боевых действиях в сентябре - октябре 1919 г. в контрнаступлении колчаковских войск на Тоболе. Основными ее задачами были: борьба с артиллерией противника, обеспечение перевозок грузов по реке, поддержка сухопутных войск артиллерийским огнем, переброска сухопутных частей, высадка десантов и разведка. Помимо этого, моряки флотилии неоднократно принимали участие в боях на суше вместе с сухопутными частями.

Единственной боевой потерей флотилии за время боевых действий была гибель вооруженного парохода «Александр Невский», потопленного огнем парохода «Иртыш», перешедшего на сторону противника в результате восстания.

Восстание части команды на мобилизованном пароходе произошло 23 августа 1919 г. События развивались удачно для восставших: пароход был захвачен и переименован в «Спартак».

Флотилия существовала до конца октября, затем часть ее кораблей и судов была возвращена прежним владельцам. В этот период белые армии стремительно отступали: 4 ноября противником был захвачен Ишим, 14 ноября – Омск, 22 декабря – Томск. Все корабли флотилии были захвачены красными. Личный состав влился в ряды других подразделений и продолжил борьбу с большевиками. В частности, капитан 1 ранга П.П. Феодосьев вместе с группой морских офицеров погибли при отступлении из-под Красноярска.

Обь-Иртышская речная боевая флотилия являет собой пример полноценного подразделения, созданного в сжатые сроки. Несмотря на это флотилия оказалась вполне боеспособным формированием, и смогла оказывать поддержку сухопутным силам. Однако активность ее действий была невысокой, что было вызвано, во-первых, тем, что она являлась вспомогательным по отношению к армии подразделением, решать судьбу операций на суше она не могла, а также, во-вторых, и тем, что она имела два центра формирования, достаточно удаленные друг от друга.

Исследования:

  • Кадесников Н.З. Краткий очерк Белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917 - 1922 гг. Л., 1991.
  • Кузнецов Н.А. К истории Обь-Иртышской речной боевой флотилии // История белой Сибири. Кемерово, 2001.

Архивные документы:

  • Российский государственный архив Военно-морского флота.
  • Ф. Р-1722 - Морское министерство белогвардейского правительства Колчака, г. Омск.
  • Ф. Р-2180 - Речные флотилии Всероссийского правительства (белых).

 Н.А. Кузнецов

очерки истории/ энциклопедический словарь/ учебно-методическое пособие/ хрестоматия/ альбом/ о проекте