ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОБЬ-ИРТЫШСКАЯ
РЕЧНАЯ БОЕВАЯ ФЛОТИЛИЯ
(1919 гг.)
Основой для формирования Обь-Иртышской речной
боевой флотилии послужил Отряд судов особого назначения для
действий на реках, сформированный 8 июля 1919 г. из личного
состава Речной боевой флотилии, действовавшей на Каме. 2 августа
Отряд был расформирован, а его личный состав обращен на формирование
Обской (такое наименование флотилии было присвоено первоначально)
флотилии и морских подразделений, действовавших на суше.
Флотилия должна была действовать на Оби,
Иртыше, Товде, Тоболе и других притоках. Она должна была состоять
из двух дивизионов, причем 1-й предназначался для ведения
активных боевых действий, а 2-й – для обороны. 18 августа
управляющий Морским министерством контр-адмирал М.И. Смирнов
утвердил временный штат Обской флотилии. Согласно штату, флотилия
состояла из штаба командующего, 1-го и 2-го дивизионов вооруженных
судов (по 6 кораблей в каждом), службы связи, плавучей мастерской
и базы флотилии. Главная база флотилии находилась в Томске.
Хотя флотилия и подчинялась Морскому министерству и по его
линии шло ее снабжение, в оперативном плане она подчинялась
командованию тех сухопутных сил, с которыми она взаимодействовала.
Командующим флотилией был назначен капитан 1 ранга П.П. Феодосьев.
Основу офицерского состава флотилии составили морские офицеры,
практически все служившие ранее в составе Речной боевой флотилии,
воевавшей на Каме. Морские офицеры командовали многими кораблями
флотилии. Помимо моряков, командные должности занимали также
сухопутные офицеры, преимущественно артиллеристы. Во флотилию
привлекались по вольному найму и гражданские речники. В частности,
приказом № 3 от 28 августа 1919 г. в состав флотилии было
зачислено 70 человек речников.
На 18 октября 1919 г. в составе флотилии
числилось 147 офицеров и 17 чиновников. Точных данных по общей
численности рядового состава Обь-Иртышской флотилии нет, однако
можно предположить (исходя из количества кораблей), что его
численность находилась в пределах 1 000 человек.
Основу флотилии составили мобилизованные
и вооруженные пароходы. Вооружение пароходов велось параллельно
в Томске и Омске. В состав флотилии входили также два бронекатера,
построенные в Перми – «Барс» и «Тигр», а также гидроавиация
(точных данных о количестве самолетов пока не обнаружено),
которая базировалась на теплоход-базу «Игорь».
Всего в состав флотилии входили 15 вооруженных
пароходов, 2 бронекатера, 11 катеров, 2 теплохода-базы и 1
баржа.
Флотилия принимала участие в боевых действиях
в сентябре - октябре 1919 г. в контрнаступлении колчаковских
войск на Тоболе. Основными ее задачами были: борьба с артиллерией
противника, обеспечение перевозок грузов по реке, поддержка
сухопутных войск артиллерийским огнем, переброска сухопутных
частей, высадка десантов и разведка. Помимо этого, моряки
флотилии неоднократно принимали участие в боях на суше вместе
с сухопутными частями.
Единственной боевой потерей флотилии за время
боевых действий была гибель вооруженного парохода «Александр
Невский», потопленного огнем парохода «Иртыш», перешедшего
на сторону противника в результате восстания.
Восстание части команды на мобилизованном
пароходе произошло 23 августа 1919 г. События развивались
удачно для восставших: пароход был захвачен и переименован
в «Спартак».
Флотилия существовала до конца октября, затем
часть ее кораблей и судов была возвращена прежним владельцам.
В этот период белые армии стремительно отступали: 4 ноября
противником был захвачен Ишим, 14 ноября – Омск, 22 декабря
– Томск. Все корабли флотилии были захвачены красными. Личный
состав влился в ряды других подразделений и продолжил борьбу
с большевиками. В частности, капитан 1 ранга П.П. Феодосьев
вместе с группой морских офицеров погибли при отступлении
из-под Красноярска.
Обь-Иртышская речная боевая флотилия являет
собой пример полноценного подразделения, созданного в сжатые
сроки. Несмотря на это флотилия оказалась вполне боеспособным
формированием, и смогла оказывать поддержку сухопутным силам.
Однако активность ее действий была невысокой, что было вызвано,
во-первых, тем, что она являлась вспомогательным по отношению
к армии подразделением, решать судьбу операций на суше она
не могла, а также, во-вторых, и тем, что она имела два центра
формирования, достаточно удаленные друг от друга.
Исследования:
- Кадесников Н.З. Краткий очерк Белой
борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках
России в 1917 - 1922 гг. Л., 1991.
- Кузнецов Н.А. К истории Обь-Иртышской
речной боевой флотилии // История белой Сибири. Кемерово,
2001.
Архивные документы:
- Российский государственный архив Военно-морского флота.
- Ф. Р-1722 - Морское министерство белогвардейского правительства
Колчака, г. Омск.
- Ф. Р-2180 - Речные флотилии Всероссийского правительства
(белых).
Н.А. Кузнецов |