ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАЖА
(1919 – 1920 гг.)
Законом от 25 марта 1919 г. обеспечение
правопорядка на территории ВСЮР возлагалось на Государственную
стражу.
Государственная стража не была повторением
института старой полиции. Она совмещала функции полиции с
функциями Отдельного корпуса жандармов. Находилась в подчинении
начальника Управления внутренних дел и имела военизированную
организацию. Часть чинов Стражи числилась на службе по военному
ведомству, а часть – по гражданскому (в зависимости от
того, в какой структуре Стражи занимали должность эти чины).
Таким образом, Государственная стража как бы делилась на военную
и гражданскую часть.
Военную организацию Государственной стражи
составляли: 1) офицеры Стражи; 2) военные чиновники;
3) стражники. Эти должностные лица состояли на военной
службе и назначались из чинов военного ведомства. Офицерский
корпус Стражи комплектовался путем перевода офицеров из воинских
частей и учреждений Военного и Морского управлений, а также
определением офицеров на службу из запаса и отставки. Для
службы на некоторых должностях по военному ведомству могли
зачисляться лица гражданские. Такие должностные лица именовались,
как и до революции, военными чиновниками. Зачисляемые таким
способом на должности начальников Стражи и их помощников в
городах и районах городов, а также в городских участках и
сельских волостях (приставы) приобретали статус военных чиновников
Государственной стражи. Чины Стражи, не принадлежавшие ни
к одному из трех вышеупомянутых разрядов, входили в состав
гражданской части Стражи, занимали должности либо по Уголовно-розыскным
управлениям Государственной стражи либо по канцеляриям ее
учреждений и числились состоящими на службе по гражданскому
ведомству.
«Главное начальствование» над Государственной
стражей принадлежало начальнику Управления внутренних дел.
Его функции в отношении Государственной стражи заключались
в высшем надзоре за «точным исполнением чинами Государственной
стражи своих обязанностей» и руководстве деятельностью Стражи
«по предупреждению, пресечению, обнаружению и исследованию
преступлений». Ближайшее заведование над Государственной стражей
возлагалось на командующего Стражей, обладавшего правами помощника
начальника УВД. Командующий возглавлял Центральное управление
Государственной стражи, состоявшее из штаба и гражданской
части. Командующий Стражей назначался из лиц воинского звания
(желательно, имевших высшее образование).
Штаб Государственной стражи служил целям
деятельности командования Стражи «по строевой, хозяйственной,
инспекторской и военно-судной частям». В ведомстве гражданской
части находилось пресечение и расследование преступлений.
Права начальника штаба Государственной стражи в отношении
вверенных его распоряжению частей приравнивались к правам
начальника штаба военного округа.
Помощник начальника УВД, занимавший должность
командующего Государственной стражей, назначался приказом
главнокомандующего, изданным по представлению начальника УВД,
согласованному с начальником Военного управления. Тем же порядком
назначались начальник штаба Стражи и его помощник.
Структура Государственной стражи устанавливалась
в соответствии с административным подразделением занятой территории,
а также в связи со специфическими условиями деятельности Стражи
как службы по охране путей сообщения и других стратегических
объектов в тылу. Исходя из этого, в состав Государственной
стражи входили бригады Стражи в губерниях и отдельных градоначальствах,
железнодорожные бригады Стражи, а также речные, портовые и
крепостные команды. Особые подразделения составляли уголовно-розыскные
управления.
Губернские и городские бригады Государственной
стражи находились в распоряжении губернаторов и градоначальников.
Городские бригады создавались в крупных городах (некоторых
губернских центрах) и компактных районах городских поселений.
Назначение командиров бригад производилось, по представлению
губернатора или градоначальника, приказом командующего Стражей.
Командиры железнодорожных бригад Стражи подчинялись непосредственно
командующему Стражей и им же назначались на должность. Права,
предоставленные губернатору в отношении губернских бригад
Государственной стражи, в отношении железнодорожных бригад
Стражи принадлежали исключительно командующему Стражей. Функции
железнодорожных бригад Государственной стражи определялись
как соответствующие функциям бывшей «железнодорожной жандармской
полиции». Портовые и речные команды Стражи образовывались
в составе губернских и городских бригад. Крепостные команды
Стражи образовывались по усмотрению начальника Военного управления
и подчинялись распоряжениям исключительно военного начальства,
но в мирное время должны были входить в состав бригад Стражи.
Уголовно-розыскные управления создавались
в губерниях и градоначальствах. Начальник такого управления
был подчинен непосредственно губернатору или градоначальнику.
Объединения уголовно-розыскной деятельности в специальном
органе на высшем уровне не предусматривалось. Общее руководство
уголовно-розыскной деятельностью в государственном масштабе
осуществлялось командующим Государственной стражей и его помощником –
начальником гражданской части Центрального управления Стражи.
Центральное управление Государственной стражи
делилось на три части: военную, гражданскую и специальные
курсы (для подготовки полицейских кадров). Начальник штаба
Стражи должен был быть в звании не ниже генерал-майора (4-й
военный класс должности), два его помощника – тоже могли
быть и в чине полковника. Начальник гражданской части Государственной
стражи соответствовал 3-му классу должности, то есть приравнивался
к помощнику начальника УВД. Два помощника начальника гражданской
части соответствовали 4-му классу. Для занятия должностей
по Центральному управлению Государственной стражи весьма важным
условием признавалось образование «не ниже среднего».
Командующим Государственной стражей был назначен
генерал-от-инфантерии Н.Н. Мартос. Назначение на этот
пост военного, заслужившего второй по классу военный чин,
ставило его в равное положение со своим непосредственным гражданским
начальником – «министром» внутренних дел и, вероятно,
должно было подчеркнуть приоритет военной организации над
гражданской в структуре Государственной стражи. Начальником
штаба Государственной стражи являлся поначалу генерал-майор
В.Н. Никольский, затем - генерал-майор Савицкий.
Государственная стража, являясь основным
инструментом гражданского управления белым Югом, совмещала
в себе функции политической, криминальной и территориальной
полиции, а по способу подчинения и комплектования соединяла
черты полиции Министерства внутренних дел, жандармерии и территориальной
армии. Возможно, чрезвычайность условий, в которых происходило
становление аппарата государственного управления белого Юга
и обусловили громоздкость и противоречивость такой постройки.
Я.А. Бутаков
|