ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

РЕННИКОВ (СЕЛИТРЕННИКОВ) АНДРЕЙ МИТРОФАНОВИЧ
(1882 – 1957)

Родился в 1882 г. в г. Кутаиси. Отец - присяжный поверенный. Семья жила в г. Батуме. Детство его прошло на Кавказе.

Учился в пансионе 1-й тифлисской классической гимназии, названной им самим «главным очагом русского образования на Кавказе». Мечтал стать музыкантом: играл на скрипке и изучал теорию музыки.

Поступил в Новороссийский университет (г. Одесса), где окончил физико-математический и историко-филологический факультеты, получив золотую медаль за сочинение «Система философии  В. Вундта». Был оставлен при университете на кафедре философии. Работал над диссертацией и преподавал, совмещая научно-педагогическую деятельность с журналистской: сотрудничал в газете «Одесский листок».

В 1912 г. переехал в С.-Петербург, где стал сотрудником и редактором отдела «Внутренние новости» одной из крупнейших газет «Новое время», издаваемой А.С. Сувориным. Под псевдонимом «Ренников» регулярно печатал в газете фельетоны, рассказы и очерки. Быстро стал популярным фельетонистом. С 1912 г. стали выходить одна за другой его книги: сатирические романы «Сеятели вечного», «Тихая заводь» и «Разденься, человек», очерки «Самостийные украинцы», «Золото Рейна» и «В стране чудес: правда о прибалтийских немцах», сборник рассказов «Спириты, или другие юмористические рассказы».

Ренников стал известен всей читающей России. Но по достоинству оценен он не был. Причину этого некоторые его современники видели в его работе в суворинской газете «Новое время», отличавшейся крайне правыми взглядами: его любила широкая публика, но ненавидела либеральная пресса и обходила критика.

Захват власти большевиками Ренников воспринял как катастрофу и уехал на юг. В годы Гражданской войны вместе с группой сотрудников газеты «Новое время» работал в Ростове-на-Дону редактором газеты «Заря России», которая поддерживала Добровольческую армию.

В марте 1920 г., после поражений ВСЮР, он выехал из Новороссийска через Варну в Белград, ярко описав свое превращение в эмигранта в воспоминаниях «Первые годы в эмиграции». В Белграде он помогал М.А. Суворину, сыну А.С. Суворина, в организации и издании газеты «Новое время», которая выходила в 1921 - 1926 гг. Задачу газеты, как и смысл своей работы, он видел в поддержке среди эмигрантов уверенности в том, что «недолго продлится трагическое лихолетье и скоро пробьет желанный час возвращения».

Этим идеалам Ренников оставался верен на протяжении всей своей жизни, воплощая их в творчестве. В 1922 г. вышла пьеса о жизни русских эмигрантов в Белграде «Тамо далеко». В 1925 г. в Софии были изданы пьеса «Галлиполи» о добровольцах и комедия «Беженцы всех стран». Итоговым стал сборник «Комедии», вышедший в Париже в 1931 г.

Пьесы Ренникова пользовались успехом и ставились на сценах русских театров в Сербии, Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Китае. Пьеса «Борис и Глеб» увидела свет в 1934 г. в Харбине. В Белграде вышли его романы «Души живые», «Диктатор мира» (1925 г.), «За тридевять земель» (1926 г.). «Диктатор мира», где утопия соседствует с фантастикой, имеет подзаголовок: «Роман будущего»; действие его происходит в 1950 г. сначала в «Германской социалистической республике» (как и все развитые страны, она строит «новое общество», описанное сатирически), а затем в России. В романе звучит тоска по оставленной родине.

После неудачных попыток перенести издание газеты «Новое время» в Париж Ренников в 1926 г. переехал сам во французскую столицу, где стал постоянным сотрудником газеты «Возрождение». В «Возрождении» он регулярно выступал в рубрике «Маленький фельетон», печатал рассказы, статьи и очерки о жизни русских эмигрантов, отрывки из новых произведений.

В 1929 г. в Париже вышел сборник рассказов Ренникова о русских беженцах «Незваные варяги». С мягким юмором он показал, какую силу самосохранения и приспособляемость обнаружили русские люди на чужбине. В 1937 г. вышел детективный роман «Зеленые дьяволы».

Во время Второй мировой войны он жил на юге Франции. Писал меньше, но регулярно посылал статьи в редакцию.

И после войны он продолжал сотрудничать в «Возрождении», на страницах которого периодически появлялись его воспоминания, фельетоны и статьи. Печатался он также в газетах «Россия» и «Русская мысль».

Помимо псевдонима «Ренников» он использовал также и другой псевдоним – «Антар». Под ним он печатался в сборнике «Живым и гордым», в журналах «Возрождение», «Для вас», газетах «Вечернее время», «Галлиполи», «Заря» и других. В 1952 г. вышел его роман «Кавказская рапсодия».

Основная идея творчества Ренникова в эмигрантский период состояла в том, что нужно быть выше всех сиюминутных передряг и не изменять своим традициям, всегда оставаясь душой и сердцем в России. Его произведения отличают тонкий юмор и задушевность диалогов их персонажей. Ему вообще не свойственно было бичевать людские слабости; скорее, как отмечали его близкие, он был подобен «искусному врачу-хирургу», который «острием своего пера в легкой и веселой фразе, с добродушием лучшего друга» тактично «корил» эмигрантов за все их недостатки. Даже в описании советской жизни он избегал резких фраз, его едкая насмешливость оставалась выдержанной и спокойной, чем достигалось нужное воздействие на читателя. В его фельетонах отображена вся пережитая им бурная эпоха, со всей палитрой человеческих переживаний в их радостях, горестях, надеждах и мечтаниях.

В последние годы особенно сильно проявилась характерная черта таланта Ренникова – умение находить темы в самой обыденной жизни («Психологические этюды» и статья «Могучий язык», пронизанная болью за судьбу русского языка в эмиграции).

23 ноября 1957 г. Ренников умер после изнурительной болезни в Пастеровском госпитале в Ницце и был похоронен на кладбище Кокад.

Несмотря на то, что Ренников был довольно известным литератором эмиграции и после него осталось большое литературное наследие (по одним только его фельетонам можно восстановить повседневную жизнь и настроения эмиграции в разные времена и в разных странах), о нем мало что написано, в основном - отзывы и рецензии его коллег-журналистов.

Г. Струве в кратком библиографическом словаре «Русская литература в изгнании» так отозвался о творчестве Ренникова: «Им написано несколько романов и пьес, по большей части из быта эмиграции, причем использованы парадоксы и экзотика этого быта. Литературный калибр Ренникова невысок, но его романы и пьесы, как и фельетоны, не лишены юмора и пользовались успехом у широкого читателя».

Сочинения:

  • Ренников А. Гимназические воспоминания // Возрождение (Париж). 1955. № 47.
  • Ренников А. Могучий язык // Возрождение (Париж). 1955. № 38.
  • Ренников А. Первые годы в эмиграции // Возрождение (Париж). 1957. № 62 - 64.
  • Ренников А. Психологические этюды // Возрождение (Париж). 1955. № 41, 43 - 46.

Г.Р. Аврамченко

очерки истории/ энциклопедический словарь/ учебно-методическое пособие/ хрестоматия/ альбом/ о проекте