ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РЕННИКОВ
(СЕЛИТРЕННИКОВ) АНДРЕЙ МИТРОФАНОВИЧ
(1882 – 1957)
Родился в 1882 г. в г. Кутаиси. Отец - присяжный
поверенный. Семья жила в г. Батуме. Детство его прошло на
Кавказе.
Учился в пансионе 1-й тифлисской классической
гимназии, названной им самим «главным очагом русского образования
на Кавказе». Мечтал стать музыкантом: играл на скрипке и изучал
теорию музыки.
Поступил в Новороссийский университет (г.
Одесса), где окончил физико-математический и историко-филологический
факультеты, получив золотую медаль за сочинение «Система философии
В. Вундта». Был оставлен при университете на кафедре философии.
Работал над диссертацией и преподавал, совмещая научно-педагогическую
деятельность с журналистской: сотрудничал в газете «Одесский
листок».
В 1912 г. переехал в С.-Петербург, где стал
сотрудником и редактором отдела «Внутренние новости» одной
из крупнейших газет «Новое время», издаваемой А.С. Сувориным.
Под псевдонимом «Ренников» регулярно печатал в газете фельетоны,
рассказы и очерки. Быстро стал популярным фельетонистом. С
1912 г. стали выходить одна за другой его книги: сатирические
романы «Сеятели вечного», «Тихая заводь» и «Разденься, человек»,
очерки «Самостийные украинцы», «Золото Рейна» и «В стране
чудес: правда о прибалтийских немцах», сборник рассказов «Спириты,
или другие юмористические рассказы».
Ренников стал известен всей читающей России.
Но по достоинству оценен он не был. Причину этого некоторые
его современники видели в его работе в суворинской газете
«Новое время», отличавшейся крайне правыми взглядами: его
любила широкая публика, но ненавидела либеральная пресса и
обходила критика.
Захват власти большевиками Ренников воспринял
как катастрофу и уехал на юг. В годы Гражданской войны вместе
с группой сотрудников газеты «Новое время» работал в Ростове-на-Дону
редактором газеты «Заря России», которая поддерживала Добровольческую
армию.
В марте 1920 г., после поражений ВСЮР, он
выехал из Новороссийска через Варну в Белград, ярко описав
свое превращение в эмигранта в воспоминаниях «Первые годы
в эмиграции». В Белграде он помогал М.А. Суворину, сыну А.С.
Суворина, в организации и издании газеты «Новое время», которая
выходила в 1921 - 1926 гг. Задачу газеты, как и смысл своей
работы, он видел в поддержке среди эмигрантов уверенности
в том, что «недолго продлится трагическое лихолетье и скоро
пробьет желанный час возвращения».
Этим идеалам Ренников оставался верен на
протяжении всей своей жизни, воплощая их в творчестве. В 1922
г. вышла пьеса о жизни русских эмигрантов в Белграде «Тамо
далеко». В 1925 г. в Софии были изданы пьеса «Галлиполи» о
добровольцах и комедия «Беженцы всех стран». Итоговым стал
сборник «Комедии», вышедший в Париже в 1931 г.
Пьесы Ренникова пользовались успехом и ставились
на сценах русских театров в Сербии, Болгарии, Франции, Германии,
Швейцарии, Финляндии, Китае. Пьеса «Борис и Глеб» увидела
свет в 1934 г. в Харбине. В Белграде вышли его романы «Души
живые», «Диктатор мира» (1925 г.), «За тридевять земель» (1926
г.). «Диктатор мира», где утопия соседствует с фантастикой,
имеет подзаголовок: «Роман будущего»; действие его происходит
в 1950 г. сначала в «Германской социалистической республике»
(как и все развитые страны, она строит «новое общество», описанное
сатирически), а затем в России. В романе звучит тоска по оставленной
родине.
После неудачных попыток перенести издание
газеты «Новое время» в Париж Ренников в 1926 г. переехал сам
во французскую столицу, где стал постоянным сотрудником газеты
«Возрождение». В «Возрождении» он регулярно выступал в рубрике
«Маленький фельетон», печатал рассказы, статьи и очерки о
жизни русских эмигрантов, отрывки из новых произведений.
В 1929 г. в Париже вышел сборник рассказов
Ренникова о русских беженцах «Незваные варяги». С мягким юмором
он показал, какую силу самосохранения и приспособляемость
обнаружили русские люди на чужбине. В 1937 г. вышел детективный
роман «Зеленые дьяволы».
Во время Второй мировой войны он жил на юге
Франции. Писал меньше, но регулярно посылал статьи в редакцию.
И после войны он продолжал сотрудничать в
«Возрождении», на страницах которого периодически появлялись
его воспоминания, фельетоны и статьи. Печатался он также в
газетах «Россия» и «Русская мысль».
Помимо псевдонима «Ренников» он использовал
также и другой псевдоним – «Антар». Под ним он печатался в
сборнике «Живым и гордым», в журналах «Возрождение», «Для
вас», газетах «Вечернее время», «Галлиполи», «Заря» и других.
В 1952 г. вышел его роман «Кавказская рапсодия».
Основная идея творчества Ренникова в эмигрантский
период состояла в том, что нужно быть выше всех сиюминутных
передряг и не изменять своим традициям, всегда оставаясь душой
и сердцем в России. Его произведения отличают тонкий юмор
и задушевность диалогов их персонажей. Ему вообще не свойственно
было бичевать людские слабости; скорее, как отмечали его близкие,
он был подобен «искусному врачу-хирургу», который «острием
своего пера в легкой и веселой фразе, с добродушием лучшего
друга» тактично «корил» эмигрантов за все их недостатки. Даже
в описании советской жизни он избегал резких фраз, его едкая
насмешливость оставалась выдержанной и спокойной, чем достигалось
нужное воздействие на читателя. В его фельетонах отображена
вся пережитая им бурная эпоха, со всей палитрой человеческих
переживаний в их радостях, горестях, надеждах и мечтаниях.
В последние годы особенно сильно проявилась
характерная черта таланта Ренникова – умение находить темы
в самой обыденной жизни («Психологические этюды» и статья
«Могучий язык», пронизанная болью за судьбу русского языка
в эмиграции).
23 ноября 1957 г. Ренников умер после изнурительной
болезни в Пастеровском госпитале в Ницце и был похоронен на
кладбище Кокад.
Несмотря на то, что Ренников был довольно
известным литератором эмиграции и после него осталось большое
литературное наследие (по одним только его фельетонам можно
восстановить повседневную жизнь и настроения эмиграции в разные
времена и в разных странах), о нем мало что написано, в основном
- отзывы и рецензии его коллег-журналистов.
Г. Струве в кратком библиографическом словаре
«Русская литература в изгнании» так отозвался о творчестве
Ренникова: «Им написано несколько романов и пьес, по большей
части из быта эмиграции, причем использованы парадоксы и экзотика
этого быта. Литературный калибр Ренникова невысок, но его
романы и пьесы, как и фельетоны, не лишены юмора и пользовались
успехом у широкого читателя».
Сочинения:
- Ренников А. Гимназические воспоминания
// Возрождение (Париж). 1955. № 47.
- Ренников А. Могучий язык // Возрождение
(Париж). 1955. № 38.
- Ренников А. Первые годы в эмиграции
// Возрождение (Париж). 1957. № 62 - 64.
- Ренников А. Психологические этюды
// Возрождение (Париж). 1955. № 41, 43 - 46.
Г.Р. Аврамченко |