ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

КУПРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
(1870 — 1938)

А.И. Куприн, уроженец Пензенской губернии, происходил из небогатой дворянской семьи, глава которой дослужился до чина коллежского регистратора. Окончил Александровское военное училище в Москве (воспоминаниями о нем навеян написанный в эмиграции роман «Юнкера» (1933 г.)) и в 1890 – 1894 гг. служил в 46-м пехотном Днепровском полку, стоявшем в Подольской губернии.

Как писатель дебютировал, еще не окончив училища. Опубликовал несколько рассказов и повесть «Впотьмах» (1893 г.), оставаясь на военной службе. Полностью посвятил себя литературе по выходе в отставку. Работал репортером киевских и одесских газет, выпустил в 1897 г. сборник «Миниатюры», печатался в столичных журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Жизнь искусства» и других.

Успех пришел к Куприну после появления повести «Молох» (1896 г.), описывающей бесчеловечные порядки на гигантском заводе в Донбассе и трагедию героя, который не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, однако сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви. Публикация поэтичной повести «Олеся» (1898 г.) и близких ей рассказов, которые воссоздают дикую и прекрасную природу Полесья, воспевая людей, живущих вне сферы воздействия антигуманной цивилизации, сделала имя Куприна известным всей читающей России. Его славу упрочили первый том «Рассказов» (1903 г.) и особенно повесть «Поединок» (1905 г.), где, по замыслу писателя, переданы «ужас и скука военной жизни», а вместе с тем создан проникновенный гимн любви и устами героя (несомненно, выражающего точку зрения автора) выражена твердая вера в грядущую победу человеческого духа, избавившегося от всех оков, над косностью, бесцветностью и жестокостью сегодняшней действительности.

«Поединок» вышел с посвящением М. Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был неподдельно близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л. Толстого. Цикл рассказов 1905 – 1907 гг., связанный с Русско-японской войной и Первой русской революцией («Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Гамбринус»), побудил воспринимать Куприна как одного из самых ярких продолжателей реалистических традиций русской классики, выразившего крепнущую в обществе уверенность, что приближаются великие перемены в судьбах России. Его позиция остается последовательно антидекадентской. Она определяется твердой приверженностью писателя творческим заветам Толстого и Чехова, которых он считал своими учителями в литературе, а также его неискоренимым жизнелюбием, не притупившимся и в годы, когда восторжествовали мистические, упадочные настроения.

Излюбленные герои Куприна совершенно чужды таким веяниям. Их отличает духовная целостность и неподдельное нравственное величие. Далекие от интеллектуальных интересов, эти персонажи – балаклавские рыбаки (цикл новелл «Листригоны» (1908 – 1911 гг.)), цирковые артисты и борцы, летчики, люди богемы – обладают неиссякаемым запасом жизненных сил и твердой верой в высшую разумность мироздания, какими бы ущербными ни были порядки, установленные в обществе. Эту свою излюбленную мысль и связанный с ней идеал бескорыстного служения высокому чувству Куприн воплотил и в нескольких рассказах о любви, по своей стилистике порою сближающихся со стихотворениями в прозе («Суламифь» (1908 г.), «Гранатовый браслет» (1911 г.)). Особый цикл составляют рассказы о животных, где выражена та же идея высшей красоты жизни и спасительности инстинктивного доверия к ней, вопреки всей жестокости будничных обстоятельств («Белый пудель» (1904 г.) и «Изумруд» (1911 г.)).

В 1909 г. начинает печататься повесть Куприна «Яма», оконченная шесть лет спустя. Отличаясь композиционной рыхлостью, оставшись скорее циклом очерков, чем выстроенным единым произведением, «Яма» обличает язву проституции, которую Куприн считал «еще более страшным явлением, чем война, мор и т.д.». Повесть вызвала упреки автору за чрезмерную натуралистическую достоверность описания домов терпимости. Однако писавшие о повести «Яма» признавали, что по яркости человеческих типов, запечатленных на ее страницах, и по злободневности поднятых в ней проблем она занимает исключительное место в современной русской беллетристике.

С началом Первой мировой войны Куприн поступает на службу армейским инструктором, а его дом в Гатчине превращается в небольшой госпиталь. Ощущение нарастающего в стране кризиса выражено в некоторых рассказах этого периода («Папаша», «Гога Веселов»). Февральскую революцию писатель встретил с энтузиазмом, став редактором эсеровской газеты «Свободная Россия», однако к большевистскому перевороту он отнесся враждебно, хотя и пробовал сотрудничать с новой властью (принимал участие в деятельности организованного Горьким издательства «Всемирная литература», обсуждал с В.И. Лениным проект выпуска газеты для крестьян, который не был осуществлен).

Осенью 1919 г. Куприн стал редактором газеты «Приневский край», издаваемой штабом Северо-западной армии генерала Н.Н. Юденича, пережил с этой армией разгром и бегство, очутился в Эстонии, а затем в Гельсинфоргсе. Драма неудавшегося наступления на Петроград по личным воспоминаниям описана Куприным в повести «Купол св. Исаакия Далматинского» (1928 г.).

С 1920 г. жил в Париже.

Эмиграцию Куприн с самого начала ощущал как личную трагедию, в одном из писем (1921 г.) сравнив себя с лошадью, которую поднимают на пароход «на конце парового крана... Она висит и плывет в воздухе, сразу потерявшая всю свою красоту». Основным жанром Куприна в этот период творчества стала публицистика. Как постоянный сотрудник газет «Общее дело», «Русская газета», «Русское время» он опубликовал многие десятки статей, разоблачающих большевистскую идеологию, торжество которой, по его словам, означало превращение России в «трехдневного Лазаря»: там, на родине, теперь лишь «мертвые, опустошенные глаза и бескровные уста, запечатанные тайной вечной». Разгром русской культуры, надругательство над церковью, непростительный конформизм тех интеллигентов, кто выступили как пособники новой власти, угроза распространения большевизма в Европе – постоянные темы выступлений Куприна в эмигрантской печати, продолжавшихся до начала 30-х гг.

Как прозаик Куприн работает в это время все менее интенсивно и часто жалуется на трудности, с которыми сталкивается в эмиграции русский писатель, которому оставлено только воскрешать память давнего прошлого. В лучших его рассказах оживают страницы русской истории («Однорукий комендант» (1923 г.)) или молодости самого Куприна, когда для него так много значили мир цирка и спорта («Пунцовая кровь» (1926 г.)). В романе «Колесо времени» (1930 г.) рассказана история несчастливой любви женщины, наделенной душевной широтой и способностью стать выше предвзятых мнений, к человеку, которому присущи многие пороки, укорененные в декадентской среде. Яркие картины московской жизни в годы царствования Александра III и светлые воспоминания о поре своего отрочества заполняют роман «Юнкера», придавая ему сильный оттенок ностальгии, заставляющей идеализировать былое. Роман «Жанета» (1934 г.) описывает мучительный быт нищего парижского эмигранта, в прошлом профессора, жившего в России интенсивной духовной жизнью и окруженного любовью многих, кто ценили его выдающийся научный талант. Бесконечно одинокий, герой привязывается к встреченной им на улице маленькой бездомной девочке, но даже эта радость оказывается для него недолговечной.

Тоска по России и предчувствие близкой смерти побудили Куприна хлопотать о советском гражданстве. К мысли вернуться на родину его еще больше склоняло чувство собственной вины за то, что он оказался вдали от нее в самые тяжелые минуты русской истории.

В 1937 г. тяжело больным, утратившим способность писать, человеком вернулся он в СССР.

По возвращении Куприн напечатал «Отрывки воспоминаний», где с большими умолчаниями рассказано об истории его отношений с Горьким, которого в эмиграции Куприн сурово осуждал за пособничество режиму, принесшему «ужас и рабство». Планы работы над киносценариями по собственным произведениям остались неосуществленными.

Умер в 1938 г. в Гатчине. Был похоронен на мемориальном кладбище «Литераторские мостки» (С.-Петербург).

Сочинения:

  • Собрание сочинений. В 9 т. М., 1970 – 1973.
  • Река жизни: Рассказы, повести. Из несобранного и забытого. Ростов н/Д, 1988.
  • Купол Святого Исаакия Далматского. Извощик Петр. М., 1992.
  • Голос оттуда, 1919 – 1934. М., 1999.
  • Мы, русские беженцы в Финляндии… Публицистика (1919 – 1921). СПб., 2001.

Дневники и воспоминания:

  • Куприна К. Куприн – мой отец. М., 1971.

Исследования:

  • Кулешов Ф.И. Творческий путь Куприна, 1883 – 1907. Минск, 1983. 
  • Кулешов Ф.И. Творческий путь Куприна 1907 – 1938. Минск, 1987.

 А.М. Зверев

очерки истории/ энциклопедический словарь/ учебно-методическое пособие/ хрестоматия/ альбом/ о проекте